Индустрия аниме в Японии и написание саундтреков
Что первое вам приходит в голову, когда вы слышите фразу «музыка из японских аниме»? Мощная песня в начальной заставке? Фоновая музыка грустной сцены? Или же песни, которые поют очаровательные персонажи?

В структуре бизнеса японского аниме существуют давние традиции и множество особенных методов работы. Японский композитор Такетэру Сунамори рассказал о них более подробно
Два типа систем финансирования японского аниме: спонсоры и производственные комитеты
До 80-х почти все японское аниме были созданы по типу систем «спонсоров», с 90-х и по нынешний день композиторы используют систему «производственных комитетов». И сейчас стараются разработать еще одну систему.

Система «спонсоров» очень проста, аниме в ней создается как реклама (например, «Дораэмон», «Crayon Shin-chan»). Обычно спонсоры — это производители игрушек и игр, компании по производству продуктов питания. Спонсоров мало, поэтому появилась система «производственных комитетов».

Кратко говоря, это система заключается в продаже контента частями. Например, 10% финансирования на мерчандайзинг или 30% финансирования на стриминг за рубежом. Таким образом, комитет постепенно продает права и финансирует производство. Такая система стала широко известна с аниме «Навсикая из Долины ветров», «Акира» и стала популярна в ТВ индустрии с «Евангелионом».

В системе «производственных комитетов» качество аниме гораздо выше и реклама работает эффективнее. Есть и проблемы. Все должно быть одобрено на собрании комитета. Поэтому решения такие долгие и консервативные. Как обычно говорят, японцы не очень хороши в переговорах, и эта особенность отражается и в производстве.

Особенно в эпоху Интернета становится очень заметно то, что комитеты портят работу, чтобы избежать негативных отзывов. Сейчас мы стараемся разработать новую систему. Например, некоторое аниме спонсируется такими мировыми стриминговыми сервисами как «Нетфликс» и «Амазон» или за счет краудфандинга.
О заглавной песне
Преобразования в системах финансирования полностью изменили музыку в аниме, в особенности в начальной заставке и в титрах. Для удобства будем называть ее «заглавной песней».

Для системы спонсоров типична песня «jeeg», а для системы комитетов песня «sobakasu». Первая очень проста для понимания. В песне просто несколько раз произносится название аниме или имя героя. Вторая песня — это противоположность. Связана ли она с сюжетом?

Разница кроется в продаже прав на песню по частям. Записывающие компании покупают права на заглавную песню с финансированием определенного процента. И они создают заглавную песню с артистами, которых они хотят продвинуть.

Сочетание артиста с аниме не самый высокий приоритет. В результате, происходит такое явление, когда песня, которая не связана с работой, используется в качестве заглавной. Это явление называется «система привязки». И это ответ на вопрос, почему в последнее время исполнители песен в аниме больше не кричат его название.

Такетэру Сунамори выступает за вторую систему. Исполнители, задействованные в ней, являются приоритетом записывающих компаний, и к тому же они молодые и талантливые. Их музыка это то, что профессиональные композиторы, которые занимались созданием песен в аниме, не могли сделать до этого.

В нее привнесены новые идеи и звучание, песни в аниме стали живее. Другими словами, произошла своего рода коллаборация аниме и создателей музыки. Были удивительно успешные случаи. Не очень счастливые случаи тоже были. Конечно, некоторым не нравится эта система «привязки», как, например, Итиро Мидзуки, стандарт японских аниме-песен.
О фоновой музыке
Существует два способа как сделать фоновую музыку и это работает не только для аниме. Это системы «Таймлайн» и «Меню».

Система Таймлайн. Написание музыки с видеорядом, чтобы она соответствовала сценам, Например в кино. К преимуществам можно отнести качество — может создаваться идеальная музыка для привязки по времени, атмосфере. Недостатки: такая музыка должна создаваться заново, если меняется видеоряд, поэтому ее пишут после того, как закончено видео.

Система Меню. Написание музыки по категориям «для грустных сцен», «радостных сцен», «без видео» и объединение их с помощью монтажа. Например, в сериалах или играх. Одно из главных преимуществ этого способа — музыку можно писать до того, как закончат видео, цена на производство снижается. Из недостатков можно отметить несоответствие музыки с видеорядом. Монтажер — это не композитор, поэтому происходят такие накладки.
Тайна песен персонажей
Еще одна тема по музыке из аниме, которую мы не должны упускать — это песни персонажей. Почему в японском аниме их так много? Вы удивитесь, но многие песни персонажей исполняют герои, у которых нет музыкального прошлого. Причина в том, что песни, исполненные актерами озвучки, очень хорошо продаются. В Японии до сих пор используют CD в качестве главного средства медиа. И актеры озвучки обычно в топе хит-парадов благодаря преданным фанатам.