До 80-х почти все японское аниме были созданы по типу систем «спонсоров», с 90-х и по нынешний день композиторы используют систему «производственных комитетов». И сейчас стараются разработать еще одну систему.
Система «спонсоров» очень проста, аниме в ней создается как реклама (например, «Дораэмон», «Crayon Shin-chan»). Обычно спонсоры — это производители игрушек и игр, компании по производству продуктов питания. Спонсоров мало, поэтому появилась система «производственных комитетов».
Кратко говоря, это система заключается в продаже контента частями. Например, 10% финансирования на мерчандайзинг или 30% финансирования на стриминг за рубежом. Таким образом, комитет постепенно продает права и финансирует производство. Такая система стала широко известна с аниме «Навсикая из Долины ветров», «Акира» и стала популярна в ТВ индустрии с «Евангелионом».
В системе «производственных комитетов» качество аниме гораздо выше и реклама работает эффективнее. Есть и проблемы. Все должно быть одобрено на собрании комитета. Поэтому решения такие долгие и консервативные. Как обычно говорят, японцы не очень хороши в переговорах, и эта особенность отражается и в производстве.
Особенно в эпоху Интернета становится очень заметно то, что комитеты портят работу, чтобы избежать негативных отзывов. Сейчас мы стараемся разработать новую систему. Например, некоторое аниме спонсируется такими мировыми стриминговыми сервисами как «Нетфликс» и «Амазон» или за счет краудфандинга.