Лекция: фандрайзинг в креативной экономике
Музыкантам всегда нужны деньги – оплатить студию звукозаписи, заказать оборудование или арендовать автобус для гастрольного тура.

Где искать финансирование для своего проекта и какие ресурсы понадобятся музыкальным группам, рассказала Екатерина Шубенко – член команды фестиваля Ural Music Night, профессиональный фандрайдер, работающий с Фондом Президентских грантов.

Лекция прошла в рамках основной программы проекта Ural Music Camp.
Фандрайзинг – это сбор средств. Сюда относится привлечение ресурсов на некоммерческие проекты, сбор пожертвований для обеспечения социально-значимых мероприятий, методика поиска источников финансирования, а также человеческих, технических и временных ресурсов.
Виды ресурсов
Для реализации идеи музыканту понадобятся разные ресурсы: кроме денег, это может быть музыкальное оборудование, транспорт или профессиональная помощь юриста.
Финансовые ресурсы. Собственно, деньги.

Материальные ресурсы. Товары, материалы или оборудование, предоставленное в постоянное или временное пользование на безвозмездной основе. Например, концертная площадка с гитарами, микрофонами и барабанной установкой, за которую не нужно платить.

Организационные ресурсы. Услуги по организации, администрированию и управлению проектом (или различными этапами проекта). Допустим, когда вам выделяют менеджера, который договаривается о турне по городам России.

Консультационные ресурсы. Специфические услуги, оказанные профессионалами (или профессиональными организациями) на безвозмездной основе. Например, профессиональный фандрайдер может получить грант для вашего музыкального проекта, при условии, что он социально значим.

Информационные ресурсы. Доступ к целевой аудитории, базам данных для распространения информации о реализации проекта. О вашем концерте могут бесплатно рассказать федеральные СМИ.
Форма организации сбора средств
Фандрайзинг подразумевает определенную форму организации: музыканты могут выступать, как физическое лицо или некоммерческий фонд – все зависит от целей.
НКО. Наиболее удачный формат работы по привлечению всевозможных ресурсов, доступны любые инструменты взаимодействия с партнерами.

Коммерческие организации. Доступно немногим меньшее количество инструментов работы, открывается доступ к инвестированию, получению господдержки для бизнеса.

Физические лица. Доступны ограниченные инструменты работы (некоторые гранты, ограниченный спонсоринг, краудфандинг, краудсорсинг, шеринг).
Источники ресурсов
Когда ресурсы определены, музыкант начинает поиски среди частных компаний, друзей или органов власти.
Компании и предприятия. Крупные и небольшие организации из бизнес-сообщества.

Частные лица. Физические лица, разделяющие ваши идеи и ценности.

Фонды и некоммерческие организации (далее – НКО). Специальные организации, оказывающие поддержку проектам.

Органы власти. Органы государственной и муниципальной власти, оказывающие поддержку социально-значимым проектам.
Инструменты привлечения ресурсов
Музыкант может собирать деньги через сообщества «ВКонтакте» или подавать официальные заявки на гранты.
Конкурсное распределение средств (гранты, субсидии, премии). Источники: органы государственной и муниципальной власти, крупные частные организации, поддерживающие некоммерческие проекты и фонды.
Музыканты должны понимать, что в господдержке есть приоритетные направления: они определяются географией, спецификой и основными направлениями деятельности организации, проводящей конкурс. Например, Администрация Екатеринбурга поддерживает проекты, реализующиеся в Екатеринбурге.
Кроме того, на конкурс заявляются конкуренты, а значит проект нужно детально проработать, соблюсти все критерии его оценки и уложиться в дедлайн.

Привлечение спонсорских средств (прямое или бартерное финансирование проектов). Источники: частные организации, СМИ, фонды и частные лица (бизнесмены, политики).
Существует два варианта работы: лично с человеком или через его отдел маркетинга / pr. В первом случае музыканту нужно подготовить короткое эмоциональное описание проекта и четко сформулировать потребность. Во-втором случае перед презентацией идеи ведется более тщательная подготовка, с защитой бюджета и анализом целевой аудитории.
Кроме того, музыканту придется разобраться в нетворкинге и выполнить взятые на себя обязательства перед спонсором.

Краудфандинг. Это сбор средств от физических лиц, «народное финансирование». Источники: физические лица любого уровня достатка и социального статуса.
Музыканту нужно четко сформулировать цель и подкрепить идею контентом (видео, иллюстрации и фото). Важно составить детальную смету проекта, объявить вознаграждение спонсорам и продвигать проект на краудфандинговой площадке.

Краудсорсинг. Передача некоторых функций и задач волонтерам. Источники: частные лица, профессионалы (дизайнеры, разработчики, операторы).
В краудсорсинге есть свои платформы, нужно искать исполнителей на них. Музыканту необходимо понимать, что у каждого волонтера своя мотивация: новый опыт, желание завести друзей, интересная тема проекта. Чтобы достичь цели, придется много общаться с людьми и расширять круг знакомств.

Шеринг. Безвозмездный обмен ресурсами, объединения в сообщества и ассоциации. Источники: частные лица и организации.
Музыкант устанавливает контакты с единомышленниками, работающими в его среде (снова общение, коммуникации и networking). Шеринг предполагает разумный подход к совместному потреблению, которое предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.
Инструменты привлечения ресурсов отличаются подходами и имеют ряд особенностей, поэтому о каждом инструменте необходимо говорить отдельно.
Инструкция: как получить поддержку проекта
1
Инструмент привлечения средств
Определите, какие ресурсы вам нужны и для чего, какова социальная значимость цели.
2
Планирование и проектирование
Опишите проект (идея, ваши действия, ожидаемый результат), найдите социальную значимость, сформулируйте задачи, разбейте проект на этапы. Расскажите про аудиторию, команду, партнеров и бюджет проекта.
3
Презентация проекта
Не обязательно быть профессиональным фоторедактором и дизайнером, иногда достаточно смартфона с камерой. Ориентируйтесь на конкретный вид поддержки.
4
Поиск средств
Обращайтесь за помощью и не бойтесь получить отказ. Чем больше попыток – тем выше шансы на удачу.