Как культура влияет на развитие города: европейский опыт и почему мы так не можем

Наталия Шмелькова рассказала об успешных практиках зарубежных менеджеров и проблемах, препятствующих развитию креативной экономики в Екатеринбурге.
Креативная экономика основана на интеллектуальной деятельности. В России в ней заняты почти 30 млн человек — они изучают культурное наследие, занимаются различными видами искусства, в том числе функциональными, работают в медиа.

В условиях развития цифровой среды и автоматизации производства, креативная экономика становится перспективной сферой для вложения денег. За три года капитализация креативных индустрий выросла в 2,5 раза и составила $509 млрд.
При оценке городской среды горожане делают акцент на уникальности и безопасности места, активном взаимодействии и общении, торговле и развлечениях.

Для создания креативного города во главу угла необходимо ставить привлекательность коммерческой зоны, спортивные, культурные, коммерческие, деловые события, а также создавать бренд города. При этом важными составляющими становятся человеческий капитал, фактор места и его аутентичность.
Когда говорят «Канны» — все думают о красной ковровой дорожке, кинозвездах, шампанском. Главная ассоциация — это кино и фестиваль
Опыт города Хей-Он-Уай
Удачным примером может быть опыт британского города Хей-Он-Уай или так называемого «Книжного города». Здесь с 1988 года проводится один из самых знаменитых книжных фестивалей «Hay», спонсируемый газетой The Guardian . Он привлекает более 80 тысяч туристов и гостей, среди которых писатели, издатели, в том числе и с мировым именем. Здесь можно взять в аренду магазинчик и провести какое-то время, продавая книги. В городе располагается более 40 книжных, а ежегодный поток туристов превышает полмиллиона человек.
Опыт города Мангейм
Уникальным опытом обладает город Мангейм в Германии, которому удалось превратить гетто в престижный культурный район с поп-академией, известной далеко за пределами страны. У поп-академии есть и известные выпускники, которые рвут чарты с песней No Roots и уже выпустили платиновый альбом. А решить проблему депрессивного района города Юнгбуш смогли региональные и муниципальные власти, вложив в это бюджетные деньги и добившись создания узнаваемого бренда и его капитализации за счет потока туристов и музыкантов.
Градоначальнику на заметку. Должность ночного мэра
Эффективным инструментом развития креативной экономики может стать регулирование ночной жизни. В ряде европейских городов для этого ввели должность ночного мэра. В Роттердаме и Амстердаме ночные мэры занимаются разрешением конфликтов, безопасностью, транспортом, благоусройством и медицинской помощью. В Берлине ночной градоначальник отвечает за развитие клубной культуры и поддержку 170 клубов города. В Мангейме в обязанности ночного мэра входит контроль над уборкой улиц, наружной рекламой, продвижением культуры, проектной деятельностью и разрешением конфликтов.
Мы можем также?
Креативная экономика Екатеринбурга
Если рассматривать показатели креативного капитала в России, то согласно исследованию PWC, Екатеринбург находится на 4 месте среди других городов страны.

Для повышения показателей необходимы инициатива и совместные решения со стороны власти, бизнеса, некоммерческого сектора и общества.

В настоящее время в Екатеринбурге не решены вопросы транспортной доступности, благоустройства, инфраструктуры и безопасности отдаленных районов. Нехватка популяризации и финансирования культуры негативно влияет и на туристические потоки.