Лекция. Новые концертные залы в России и в мире: зачем так много или почему так мало?
Культурный обозреватель Ольга Русанова о том, зачем во всем мире строят концертные залы.
Лекция прошла в рамках открытой программы проекта Ural Music Camp.
~
Во всем мире наблюдается бум возведения и реконструкции концертных залов. В лидерах – Япония и Китай, там их строятся десятки; в Европе открылись такие знаковые площадки, как Эльбская филармония в Гамбурге, Парижская филармония, Дом музыки в Хельсинки, Концертный зал в Берлине.

Россия также активно включилась в процесс: за последние 10-12 лет от Москвы до Владивостока открылись, строятся, реконструируются или планируются залы и музыкальные театры в таком количестве и такого качества, какого мы давно не знали.

Разберемся, зачем это городским властям, что получат жители и туристы и каковы концепции площадок.
Мотивация: зачем нужны концертные залы
Престиж
Властям нужны новые городские акценты, «центры силы» и притяжения граждан.
Мероприятия
Место для проведения крупных событий, гастролей больших артистов.
Туризм
Концертные залы способствуют развитию событийного и культурного туризма.
Спрос
Растущий спрос населения на культурные развлечения и разнообразие досуга.
Городские архитектурные акценты
Городские архитектурные акценты меняют целый квартал или район и служат приманкой для туристов.
Эльбская филармония
Благодаря Эльбской филармонии — концертному залу Гамбурга, расположенного на острове Грасброок на Эльбе, — район стал престижным. Разработкой проекта занималось швейцарское архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон».
Эльбская филармония.
Сдача объекта в эксплуатацию планировалась в 2010 году, но из-за многочисленных задержек здание было сдано лишь в январе 2017 года. Цена строительства при этом выросла в три раза, до €789 млн.
На торжественном открытии концертного зала первым выступлением стал концерт симфонического оркестра Северогерманского радио «Zum Raum wird hier die Zeit». История проекта началась в 2000 году, когда власти города озаботились проблемой реконструкции пришедшего в запустение района гамбургских доков Хафенсити.
На месте бывшего хранилища для кофе и табака Keispecher планировали построить офисное здание, но взявшийся за дело девелопер предложил возвести здесь знаковое культурное сооружение. Он думал о музее, но приглашенные архитекторы набросали эскиз напоминающего то ли айсберг, то ли развивающийся парус. Девелопер загорелся новой идеей и увлек ею городские власти и жителей Гамбурга, которые собрали на строительство €68 млн.

Высота 26-ти этажного здания составляет 110 метров. В нем, кроме большого концертного зала на 2100 мест и малого зала на 550 мест, расположен отель на 244 комнаты, 45 квартир, магазины, рестораны и парковка. На восьмом этаже – смотровая площадка.

В основании постройки заложено кирпичное здание склада Kaispeicher A, построенное Вернером Калморгеном между 1963 и 1966 годами.

Реализация замысла растянулась на долгие 13 лет, над проектом трудились 168 сотрудников бюро Herzog & de Meuron. В итоге Гамбург получил достопримечательность, которая привлекает туристов со всего света.

С ноября 2016 года, когда завершились основные строительные и отделочные работы, а на фасадах загорелась огромная надпись Fertig («готово» в пер. с немецкого), здание посетили десятки тысяч человек, и поток желающих не иссякает.
портал RDH о проекте
Хельсинский Дом музыки
Хельсинский Дом музыки – это разнообразие функциональных концепций, открытый зал для всех.
Сюда приходят не только за концертами (шесть залов): люди встречаются, посещают кафе, рестораны и библиотеку им. Сибелиуса. Стекляные стены здания говорят об открытости: мы видим вас, вы видите нас.
Дом музыки в Хельсинки.
Общая стоимость проекта составила около €200 млн. Проект подвергался критике: противники говорили, что деньги налогоплательщиков потратят на элитарное искусство, которым смогут воспользоваться не все. Другим аргументом была дисгармония между достаточно скромной архитектурой сооружаемого Дома музыки и находящегося рядом величественного здания Парламента. Третьим аргументом противников была историческая ценность складов, на месте которых планировалось построить здание Дома музыки

Разработкой акустических систем Дома музыки занимался всемирно известный японский специалист по акустике Ясухиса Тоёта.
Концертные залы и фестивали
Концертные залы приносят доход. Самоокупаемость – важная характеристика культуры.
Концертные залы привлекают туристов, которые оставляют огромные деньги в государственной казне. Например, в Зальцбурге есть целый Фестивальный Квартал.
В целом за 1964 – 1990 годы расходы на туризм росли опережающими темпами и увеличились в 28 раз, доходы от туризма выросли в 11 раз.
Самоокупаемость — важная характеристика культуры. Зачастую организации и объекты в этой сфере существуют за счет дотаций.
Фестивали – это не только развлечение, но и серьезный бизнес. Например, бюджет Зальцбургского фестиваля — €62 млн, из них половину дает продажа билетов (поэтому они так дороги).
Оставшиеся 50% собираются из доходов от аренды залов, федеральных субсидий и денег спонсоров.
Зальцбургский фестиваль
Концертные залы Зальцбурга привлекают толпы туристов.
В России таким Зальцбургом хочет стать Дягилевский фестиваль
Организаторы уже добились того, что люди приезжают в Пермь ради этого события. Но для полноценного, большого фестиваля нужно новое здание Пермского театра оперы и балета.
Бюджета на это строительство нет.
Концертные залы в России
В России строятся новые концертные залы и реконструируются существующие. Залы есть во Владивостоке, Астрахани, Омске, Перми, Новосибирске, Самаре.
В Иркутске к 2020 году построят новый зал под руководством Ясухиса Тоёты, а Перми новый оперный театр должен появится через два года.

Однако в нашей стране остается много городов с морально устаревшими, старыми залами. Например, в оперном театре Красноярска сложная акустика, а в зале Воткинска ее вообще нет.
Новый зал Свердловской филармонии
В столице Урала построят уникальный филармонический комплекс, в котором будут проводить музыкальные мероприятия мирового уровня. Новая филармония с двумя залами на 1500 и 350 человек займет сад Вайнера.

«На схеме-генплане квартала Карла Либкнехта – Клары Цеткин – Тургенева – Первомайская, который рассматривали чиновники, схематично нанесен новый зал. Его здание имеет каплевидную форму. Большая его часть находится на территории сада, где нет деревьев. А часть здания (возможно, парковка) выходит фасадом на Карла Либкнехта», — пишет городской портал E1.
Кадр схемы генплана. Концертный зал филармонии — здания с зелеными крышами.
Конкурс на лучший проект предусматривает проектирование здания концертного зала высотой около пяти этажей. Чиновники и архитекторы должны позаботиться о благоустройстве сада Вайнера, который в 1920-х годах был сосредоточением культурной жизни Свердловска.

По словам директора Свердловской филармонии Александра Колотурского, Екатеринбург не дотягивает до социальных норм обеспеченности горожан числом мест в концертных залах. Новое здание приблизит столицу Урала к нижней границе этого норматива.
Мнение: какие залы нам нужны
Владимир Дедюхин — национальный представитель Европейской Ассоциации Артистических Менеджеров в России. Он организовывал концерты на Красной площади с участием Анны Нетребко, Пласидо Доминго и Валерия Гергиева. Организатор гастролей оркестра RAI в России.
В. Дедюхин
О концертных залах: часть 1.
В. Дедюхин
О концертных залах: часть 2.
Кто строит концертные залы в России
В России первопроходцем по строительству залов мирового уровня стал Валерий Гергиев.

Российский дирижер участвовал в создании концертного зала Мариинского театра, реконструкции концертного зала филармонии Владикавказа и разрабатывал философию зала «Зарядье».
Концертный зал парка «Зарядье»
В сентябре 2018 года в московском «Зарядье» откроется концертный зал — одна из самых современных музыкальных площадок в мире. В здании расположены два зала для выступлений — на 1560 и 400 мест — и студия звукозаписи.